г.Архангельск
13 - 14 марта 2018 года

Участники XIII Поморского строительного форума, обсудив складывающуюся в строительной отрасли Архангельской области ситуацию и факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на её развитие, заслушав выступления руководителей исполнительных органов государственной власти региона, представителей муниципальных образований, Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова, комитета по строительству Санкт-Петербурга, руководителей ведущих организаций строительной отрасли, отмечают следующее.

Пленарное заседание

Строительная отрасль – важнейшее, стратегическое направление социально-экономического развития Архангельской области и один из самых перспективных сегментов рынка. Так за 2017 год на территории региона объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», составил 57662,7 млн. рублей, что на 21,5 процента выше уровня 2016 года. В Архангельской области введено за указанный период 111,5 % по сравнению с 2016 годом.

Первоочередное значение, для развития как Поморья в целом, так и Архангельска в частности имеет расширение и совершенствование региональной автодорожной сети.

Новая система капитального ремонта с привлечением взносов собственников для его финансирования, при всех существующих трудностях и проблемах, демонстрирует свою работоспособность.

Развитие Арктического региона может обеспечить для Архангельской области решение таких задач, как развитие социальной, транспортной и энергетической инфраструктур арктической части Архангельской области, позволит создать благоприятный инвестиционный климат в арктической части Архангельской области, а также создать условия для реализация жилищной политики в целях гарантированного обеспечения жильем граждан, проживающих и работающих в арктической зоне. Потенциал строительной отрасли Архангельской области должен быть максимально задействован в проектах Арктического региона.

Ключевыми факторами развития строительной отрасли, увеличения объемов строительства жилья, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а следовательно - роста объемов инвестиций в экономику региона и улучшения качества жизни населения, являются снижение процентной ставки ипотечного кредитования, реализация на территории Архангельской области государственных программ с привлечением значительного объем софинансирования за счет средств федерального бюджета, создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности предприятий, реализующих проекты в сфере строительства, опережающее кадровое обеспечение отрасли.

Сегодня состояние дел в строительной отрасли показывает следующие ключевые проблемы, которые не позволяют в должной мере активизировать строительство на территории области.

Отсутствие разработанной в полном объеме и утвержденной в установленном порядке документации по планировке территорий, неактуальность схем территориального планирования, генеральных планов и правил землепользования и застройки в муниципальных образованиях, а в ряде муниципальных образований отсутствие таковой документации не позволяют формировать в нужном количестве земельные участки и ограничивают возможности инвестора к реализации инвестиционных проектов на территории Архангельской области.

Недостаточные темпы развития инженерной инфраструктуры, связанные в ряде случаев с отсутствием планов перспективной застройки в некоторых муниципальных образованиях и, как следствие, не учтенных объемов нового строительства сетей в инвестиционных программах ресурсоснабжающих организаций создают при реализации проектов сложности с технологическим присоединением объектов как в временном отношении, так и в увеличении конечной стоимости нового объекта. Реализация проекта по введению инфраструктурной ипотеки может стать драйвером для развития отрасли и ускорения темпов роста строительства.

Отсутствие адекватного предложения к потенциальным инвесторам «тормозит» реализацию программы города Архангельска по развитию застроенных территорий.

Сверхсрочной задачей является строительство социальной инфраструктуры: школ, детских садов и больниц. Проекты по развитию застроенных территорий или комплексному освоению территорий должны включать необходимость развития и социальной инфраструктуры. При этом важно тесное взаимодействие девелоперов с органами государственной (муниципальной) власти. Реализация таких проектов может строится на основании инвестиционных контрактов или соглашений о государственно-частном партнерстве, определяющих взаимные права и обязанности по реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе направленных на массовое жилищное строительство.

Решение проблемы «обманутых» дольщиков является для органов власти и застройщиков общей задачей. Благодаря проводимым Правительством Архангельской области мероприятиям появилась реальная возможность помочь тем жителям Поморья, которые лишились надежды на собственное жильё много лет назад. Тем не менее, вопрос поддержки дольщиков – это задача, в том числе, и профессионального сообщества застройщиков. Она должна решаться в рамках ассоциаций, профессиональных союзов и саморегулируемых организаций. Именно такая поддержка показывает зрелость рынка и ответственность бизнеса перед жителями региона.

Вопрос долевого строительства и перехода на проектное финансирование очень волнует профессиональное сообщество. Комитетом по строительству Санкт-Петербурга совместно с экспертами строительного рынка была проведена масштабная аналитическая работа по изучению и применению нововведений Федерального закона от 29.09.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). По итогам такой работы подготовлены и представлены участникам форума поправки в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №214-ФЗ) и Федеральный закон № 218-ФЗ. Участники форума в ходе секции «Долевое строительство, переход на проектное финансирование – основные аспекты и нововведения 2018 года» рассмотрели предлагаемые законодательные инициативы и пришли к выводу, что первоочередная задача предлагаемых поправок – это создание баланса между принятием дополнительных мер, обеспечивающих использование денежных средств граждан по целевому назначению и созданием условий для комфортной работы инвесторов на строительном рынке.

Ключевыми этапами любого инвестиционного проекта на начальном этапе его реализации является ряд процедур, связанных с получением необходимых согласований и разрешений. Простота, время прохождения и прозрачность таких процедур оказывают непосредственное влияние на успешную реализацию инвестиционного проекта.

Важнейшим условием дальнейшего развития регионального строительного комплекса является кадровое обеспечение, в том числе опережающее. В 2016 году Архангельская область присоединилась к движению WorldSkills и провела первый региональный чемпионат. В 2018 году более чем в два раза увеличилось количество конкурсных компетенций и почти в четыре раза – количество участников. У Архангельской области большие надежды на чемпионат «Молодые профессионалы», поскольку регион нуждается в квалифицированных кадрах, готовых работать в условиях современного высокотехнологичного производственного процесса, участвовать во внедрении новейших технологий. Вместе с тем существенная роль в данном вопросе отводится профессиональному сообществу, как главному заказчику квалифицированных кадров.

Решение всех обозначенных вопросов требует детальной проработки и пристального внимания как со стороны органов власти различных уровней, так и со стороны всего профессионального сообщества.

Панельная дискуссия

Перспективное развитие территорий Арктической зоны Российской Федерации является важным направлением,

затрагивающим интересы Архангельской области. Сегодня освоение Арктики включает в качестве ключевых направлений не только добычу природных ископаемых, но и развитие промышленности и повышение качества жизни людей, включая вопросы улучшения здравоохранения, образования и жилищного строительства. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области должна обязательно учитывать интересы и проблемы строительной отрасли, касающиеся особых условий работы в Арктической зоне. Потенциал строительной отрасли Архангельской области должен быть максимально задействован в проектах Арктического региона.

В рамках федеральных программ по строительству объектов спорта, образования, культуры и здравоохранения на ближайшие два года привлечено более 2-х млрд. рублей федерального софинансирования. Предприятиям строительной отрасли следует принимать активное участие в реализации мероприятий по строительству объектов образования и здравоохранения, планируемых в рамках действующих программ на ближайшие три года. Правительство Архангельской области готово рассматривать инициативные предложения строительного сообщества о реализации таких проектов в рамках одного заказа.

Строительство спортивных объектов – одно из приоритетных направлений, на которое привлекается значительные бюджетные средства, в том числе федеральные. Так в Северодвинске рядом со стадионом «Беломорец» реализуется новый проект по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса. В Архангельске в районе улицы Воронина будет построен физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом. Также обсуждается бизнес-проект строительства спортивного сооружения в районе Московского проспекта города Архангельска. Ведутся переговоры с Министерством обороны Российской Федерации о передаче в собственность Архангельска или области спортивного объекта в районе архангельского аэропорта. Кроме того, выставочный центр «Норд-экспо» предусматривает создание универсального зала, который может использоваться для игровых видов спорта. При наличии инициативы со стороны профессионального сообщества по другим объектам, органы местного самоуправления и Правительство Архангельской области готовы содействовать в поиске подходящих земельных участков.

Программа развития застроенных территорий областного центра требует пересмотра условий её реализации. Речь идет не о строительстве лишь жилых домов, но и о создании кварталов со всей необходимой социальной инфраструктурой. В настоящее время администрацией города ведется работа по формированию поквартальной застройки, которая включает не только новые жилые дома и магазины, но и детские сады, школы, объекты здравоохранения, что позволит привлечь дополнительно федеральное финансирование на реализацию программы. Областной центр готов рассмотреть предложения потенциальных застройщиков, которые смогут работать на таком уровне, в части условий по реализации программ комплексного освоения и развития застроенных территорий.

Деревянное домостроение – неотъемлемая часть архитектурного облика города Архангельска и достойная альтернатива традиционному строительству многоэтажного жилья. При поддержке малоэтажного домостроения на региональном и муниципальном уровнях темпы строительства могут ежегодно значительно увеличиваться. Кроме того, деревянное домостроение актуально не только в рамках решения жилищной проблемы, но и в рамках развития местной деревообрабатывающей промышленности. Таким образом, органам власти, бизнесу, проектировщикам с учетом мнения жителей города Архангельска необходимо искать сбалансированные решения, позволяющие реализовать новые объекты по строительству жилых домов в рамках проектов комплексного освоения территорий.

Во избежание оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности сегодня проводятся конкурсы профессионального мастерства, осуществляется тесное взаимодействие образовательных учреждений и предприятий строительной отрасли, создаются профориентационные строительные классы, проводятся ярмарки вакансий строительных профессий. Образовательный потенциал Архангельской области позволяет обеспечить отрасль квалифицированными кадрами для выполнения задач строительства. Работодателям, как заказчикам кадров следует принимать активное участие в образовательном процессе.

Для достижения высокого уровня развития строительной отрасли при всей важности государственной поддержки и работы органов власти в части совершенствования регулирования стройкомплекса колоссальное значение имеют также личные усилия каждого участника инвестиционно-строительного процесса, консолидация всего строительного сообщества.

Принимая во внимание актуальность обозначенных в пленарном заседании и панельной дискуссии вопросов, участники считают целесообразным и рекомендуют следующее.

Принять к сведению информацию об итогах 2017 года и планах по строительству и ремонту объектов на 2018 год, о привлекаемом значительном федеральном финансировании строительной отрасли на ближайшую перспективу.

Поддержать законодательную инициативу Правительства Санкт-Петербурга по внесению изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №214-ФЗ) и в Федерального закона от 29.09.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). Отметить, что первоочередная задача предлагаемых поправок – это создание баланса между принятием дополнительных мер, обеспечивающих использование денежных средств граждан по целевому назначению и созданием условий для комфортной работы инвесторов на строительном рынке.

Правительству Архангельской области:

1) Выделять одним из приоритетных направлений развития строительной отрасли обеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры и минимизацию затрат на подключение к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

2) Продолжать работу по обеспечению привлечения средств федерального бюджета в строительную отрасль путем участия в реализации мероприятий федеральных государственных программ.

3) Направить в адрес Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко письмо о поддержке предлагаемых Комитетом по строительству Санкт-Петербурга изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4) Рассмотреть возможность включения представителей строительного сообщества Архангельской области в состав рабочих групп по развитию Арктической зоны Российской Федерации.

5) Учесть в разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Архангельской области интересы и проблемы строительной отрасли, касающиеся особых условий работы в Арктической зоне.

Министерству строительства и архитектуры Архангельской области:

1) Оказывать информационную поддержку предприятиям строительной отрасли и промышленности строительных материалов региона по вопросам реализации федеральных и областных региональных программ.

2) Обеспечить включение реализованных на территории области проектов в федеральный реестр экономически-эффективной проектной документации повторного использования с целью привлечения федерального софинансирования на реализацию мероприятий по строительству на территории Архангельской области социально-значимых объектов.

3) Продолжить взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по привлечению средств федерального бюджета.

4) Продолжить реализацию мероприятий по обеспечению внедрения в Архангельской области целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование».

Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области совместно с министерством образования и науки Архангельской области и учебными заведениями региона, саморегулируемой организацией «Союз профессиональных строителей» рассмотреть вопрос подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов для строительной отрасли с учетом специфики работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Министерству образования и науки Архангельской области разместить на своем сайте исчерпывающую информацию о потребности муниципальных образований Архангельской области в объектах образования.

Агентству по спорту Архангельской области совместно с ОАО «Корпорация развития Архангельской области», министерством строительства и архитектуры Архангельской области рассмотреть предложение ООО «Строй-Центр» по реализации проекта «Центр пляжного спорта» в рамках государственного частного партнерства.

Органам местного самоуправления Архангельской области:

1) Обеспечить своевременную актуализацию и разработку в полном объеме документов территориального планирования и градостроительного зонирования в целях обеспечения устойчивого развития территорий области.

2) Провести оценку разработанных проектов планировки территории в части отображения инвестиционных площадок, объектов капитального строительства в указанных документах для планирования деятельности строительного комплекса.

3) Применять комплексный подход при выделении земельных участков под жилищное строительство, в целях снижения затрат на обеспечение таких участков инженерной инфраструктурой, а также в целях снижения стоимости технологического присоединения.

4) Провести оценку перспективных земельных участков, высвобождающихся в рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2012 года, с целью проведения в приоритетном порядке необходимых мероприятий по межеванию таких участков с целью развития жилищного строительства.

5) Проработать совместно с ресурсоснабжающими организациями вопрос строительства инженерных сетей путем включения новых объектов
в инвестиционные программы.

Муниципальному образованию «Город Архангельск»:

1) Рассмотреть возможность выделения земельного участка под строительство спортивного объекта «Дом футбола».

2) С участием профессионального сообщества проанализировать реализацию программы развития застроенных территорий муниципального образования «Город Архангельск» на 2011-2021 годы на предмет их экономической эффективности и привлекательности и рассмотреть вопрос её реновации.

Рекомендовать некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области»:

1) Оказывать консультационную поддержку строительным организациям, работающим на территории Архангельской области и претендующим на участие в работах по капитальному ремонту многоквартирных домов, по вопросам, связанным с подготовкой документов для участия в предварительном отборе.

2) Совместно с саморегулируемой организацией «Союз профессиональных строителей» обеспечить надлежащий контроль за качеством работ и соблюдением договорных сроков выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Рекомендовать саморегулируемой организации «Союз профессиональных строителей»:

1) Обратить особое внимание на такие объекты долевого строительства, где есть риск появления новых «обманутых» дольщиков, как: ЖК «Традиция» в городе Архангельске, ЖК «Седьмое небо» в городе Архангельске и два многоквартирных дома по ул. Бутомы в городе Северодвинске.

2) На постоянной основе принимать меры дисциплинарного воздействия в отношении подрядных организаций – членов саморегулируемой организации, не обеспечивших надлежащее качество и сроки выполнения работ по строительству за счет бюджетной системы Российской Федерации и по капитальному ремонту объектов.

3) На постоянной основе обеспечить контроль надлежащего качества и сроков выполнения работ по строительству и капитальному ремонту объектов.

4) На основе данных подрядных организаций – членов саморегулируемой организации представить в министерство строительство и архитектуры Архангельской области и профильные учебные заведения региона потребность строительной отрасли региона в квалифицированных кадрах.

5) Совместно с министерством образования и науки Архангельской области и учебными заведениями региона рассмотреть вопрос подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов для строительной отрасли с учетом специфики работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Организациям строительной отрасли:

1) Обеспечить повышение качества строительства и применение в своих проектах современных инженерных решений, обеспечивающих комфортные условия проживания и эксплуатации объектов;

2) В обязательном порядке обеспечить представление в федеральную информационную систему ценообразования в строительстве информации об отпускных ценах строительных ресурсов, в случае производства строительных материалов.

3) Рассматривать возможность приоритетного использования строительных материалов местных производителей при проектировании и строительстве объектов различного назначения в целях поддержки стройиндустрии Архангельской области.

4) В целях выявления коррупционных правонарушений незамедлительно информировать Губернатора Архангельской области И.А. Орлова
о фактах должностных злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований и государственной власти Архангельской области, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов в строительстве.

5) Рассмотреть возможность принять участие в оборе по включению в реестр квалифицированных подрядных организаций для дальнейшего участия в аукционах на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

6) Направить в адрес саморегулируемой организации «Союз профессиональных строителей» оценку потребности организаций в квалифицированном персонале и / или повышении квалификации штатных сотрудников.

7) Обратить внимание на информацию о привлечении значительного объема средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству объектов образования (детских садов и школ) и здравоохранения в Архангельской области в ближайшие три года и возможность принять участие в реализации таких проектов.

8) Проанализировать территории, предлагаемые потенциальным инвесторам в рамках программы развития застроенных территорий муниципального образования «Город Архангельск» на 2011-2021 годы на предмет их экономической эффективности и привлекательности.

9) Принимать активное участие в процессе подготовки кадров образовательными учреждениями: вносить предложения по корректировке образовательных программ, проводить практические и семинарские занятия с учащимися.

10) Оказывать содействие в формировании соответствующей потребности региона в кадрах с учетом применения в строительстве новых технологий.

Рекомендовать Северному (Арктическому) федеральному университету имени М. В. Ломоносова совместно с саморегулируемой организацией «Союз профессиональных строителей»:

1) Предложить механизмы активизации исследований и разработок (R&D) в строительной индустрии и возможности внедрения инновационных строительных материалов, новых технологий и проектных решений для Арктических территорий в практику проектирования, строительства и капительного ремонта зданий и сооружений.

2) Предложить систему вовлечения представителей строительного сектора в образовательный процесс через проектную деятельность студентов высшего и среднего профессионального образования, проведение практических, семинарских занятий, практик, участие в тематических дискуссионных площадках.

3) Активизировать работу и создать в Архангельской области центры оценки квалификаций по направлению строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.

4) Продолжать практику проведения круглых столов, тематических встреч со строительным сообществом по вопросам подготовки кадров для строительной отрасли.

Участники XIII Поморского строительного форума
Made on
Tilda